Всё, что вы должны знать о Бэнкси, – в одной статье

«Девочка с шариком» анонимного художника-граффитиста БЭНКСИ была выбрана любимым художественным произведением в Великобритании, опередив таких мастодонтов изобразительного искусства как Уильям Тёрнер и Джон Констебл.

Согласно опросу, результаты которого были опубликованы британской газетой The Telegraph год назад, трафаретное изображение девочки, отпускающей воздушный шарик, оказалось фаворитом в голосовании 2000 британских знатоков искусства, которые выбирали самое популярное художественное произведение страны. Согласны с этими экспертами сами жители туманного Альбиона или нет, это уже остается за рамками исследования, в горячих обсуждениях в твиттере и фейсбуке.

«Девочка с шариком» появилась на мосту через реку Темзу неподалеку от Национального Театра в 2002 году. Граффити представляет собой изображение девочки, отпускающей в небо воздушный шарик в форме сердца. Эта картинка стала массовым хитом, она продаётся до сих пор в виде принтов на футболках, кружках, открытках. Даже поп-звезда молодёжи Джастин Бибер пополнил свою коллекцию татуировок этим изображением. Стоит упомянуть, что «Девочка», нарисованная на картонной подложке из-под рамки Икея, была продана в 2012 году за 73 250 фунтов стерлингов (в среднем в 2012 году 1 фунт = 50 рублям). Так что же такого в этом граффити, что не оставило равнодушными многие сердца?

Видимо, за милым и романтичным изображением скрывается что-то большее? Скорее всего, воздушный шарик в виде сердца имеет символическое значение. Он может олицетворять наши мечты, надежды, или даже невинность и любовь. Означает ли этот улетающий шарик, что девочка отпускает навсегда своё беззаботное детство, чистую любовь, надежды на будущее, или, наоборот, просит мир принять все это в подарок от неё? Автор не даёт ответа, здесь каждый волен видеть по-своему.

Но есть ещё одна деталь – это слова, написанные рядом с изображением: «Надежда всегда жива». Они расположены чуть дальше на стене, но всё-равно составляют с картиной общее целое. Таким образом, независимо от того, как зритель интерпретирует само изображение — как потерю или надежду — Бэнкси передает нам послание о том, что надежда всегда умирает последней.

И, действительно, когда искусство, как и реклама или одежда, становится частью жизни, то оно становится и частью нас самих. И, видимо, именно поэтому можно говорить о такой популярности Бэнкси в общем и этой работы в частности.

Спустя 15 лет этот один из самых талантливых людей современности создал десятки топовых изображений, тиражируемых и пользующихся огромной популярностью во всём мире. Но как Бэнкси стал самым известным в мире вандалом и правонарушителем, при том, что его личность до сих пор точно не установлена? «Арт-террорист», как он сам себя называет, его работы оголяют неприглядную правду на социально-политические проблемы: притеснение мирного населения в Палестине, лицемерие политиков, капиталистическая алчность в Лондоне и многое другое.

В 2010 году журнал Time включил этого британского художника-граффитиста, активиста, режиссёра и провокатора в список 100 самых влиятельных людей современности, наравне с Бараком Обамой, Стивом Джобсом и Леди Гагой.

Он предоставил своё фото с бумажным пакетом на голове. Но поклонникам не так важна его личность, как работы, которыми он вначале «бомбил» улицы своего родного города Бристоля в Англии в 1990-е, а теперь и улицы всего мира. Помимо граффити на грязных городских стенах, он стал рисовать на холсте, создавать концептуальные скульптуры и даже снял фильм «Выход через сувенирную лавку», номинированный на Оскар в 2011 году.

Первые работы Бэнкси были антивоенными и антикапиталистическими. Причём трафарет для своих граффити он начал использовать после того, как ему пришлось прятаться от полиции под вагоном. При этом Бэнкси не чужд иронии и чёрного юмора, которые он с таким же успехом воплощает в своих работах. Прорывом в его карьере стали 20062007 года, когда голливудские знаменитости приобрели его произведения за большие суммы. Среди покупателей были Кристина Агилера, Кейт Мосс, Анджелина Джоли, Бред Питт, Киану Ривз и Джуд Лоу.

Тогда же стоимость работ Бэнкси на аукционе Sotheby’s взлетела в разы больше их предполагаемой стоимости, шесть его работ ушли с молотка за 372 000 фунтов стерлингов (в среднем в 20062007 гг. 1 фунт = 51 рублю). Сам Бэнкси в 2014 году был признан культурной иконой Великобритании, тогда молодые люди из других стран выбрали его одним из группы знаковых личностей, с которыми у них ассоциируется английская культура, наравне с Уильямом Шекспиром, Королевой Елизаветой II, Дэвидом Бэкхемом, группой Битлз, Чарли Чаплином, Джоан Роулинг, Элтон Джоном и Адель.

Но уже много лет люди спорят о том, кто же скрывается за маской самой загадочной фигуры в мире современного искусства. И, похоже, тайна Бэнкси всё-таки раскрыта. 22 июня 2017 года в одном из интервью о личности художника проговорился его друг, диджей Голди (Goldie). «Напишите граффити-шрифтом на футболке «Бэнкси» и всё, готово, можно продавать. Не в обиду Роберту, я, действительно, думаю, он замечательный художник, он перевернул мир искусства», — заявил Голди.

Под псевдонимом Бэнкси скрывается Роберт Дель Ная, британский музыкант, лидер знаменитой трип-хоповой группы Massive Attack. Он также известен как граффитист, работы которого оказали влияние на Бэнкси, как он сам заявлял об этом в СМИ. Годом ранее британский журналист Крейг Уильямс уже выдвигал предположение, что за маской Бэнкси скрывается Роберт Дель Ная. Он проследил места, где появлялись граффити, и сопоставил их с городами музыкальных туров группы Massive Attack.

Вот еще 14 самых известных работ этого художника:

Последнее произведение Бэнкси — граффити, на котором рабочий стирает одну звезду с флага ЕС — реакция художника на выход Великобритании из Европейского союза. Рисунок появился 7 мая 2017 года на здании в городе Дувре на юго-востоке Великобритании.

Работа посвящена проблеме миграции, в которой Бэнкси напомнил миру о том, что Стив Джобс был сыном мигранта из Сирии.

Граффити появилось в Иерусалиме в 2003 году, и считается самой известной среди работ Бэнкси. Бунтарь бросает не коктейль Молотова, а букет цветов. Для многих это стало символом мира и надежды перед лицом несчастий и разрушений.

Работа была обнаружена 25 января 2016 года напротив французского посольства в районе Найтсбридж в Лондоне. На граффити изображена девочка из мюзикла «Отверженные». Она плачет от направленного на неё слезоточивого газа. Это критика в сторону французского правительства в связи с применением отравляющего вещества в лагере беженцев в городе Кале.

Мужчина прячется за окном после того, как неожиданно вернулся муж его любовницы. По иронии судьбы, рисунок был сделан на стене клиники по лечению сексуальных расстройств в Бристоле.

Изображение девочки, прижимающей бомбу к груди, было обнаружено в восточной части Лондона в 2003 году. Работа символизирует ужас войны по сравнению с невинностью и чистотой девочки. Бэнкси объединил добро и зло в единое целое и, как будто, задаёт вопрос, почему люди от природы стремятся к войне и вражде, если можно жить в мире?

Граффити «Заметите это под ковёр» появилось в северной части Лондона в 2006 году. На нём изображена женщина в одежде горничной, выбрасывающая грязь под нарисованную на кирпичной стене занавеску. Работа демонстрирует нежелание западного мира иметь дело с глобальными проблемами, например, с распространением СПИДа.

В мае 2010 года на стене ресторана в китайском квартале Бостона появилась изображение рабочего с кистью в руках и грустным лицом, который написал на стене «Следуй за своей мечтой». Но поверх этой надписи кто-то поставил печать «Аннулировано».

Размещённая на стене паба в Бристоле, известном за свою большую коммуну гомосексуалистов, работа «Целующиеся полицейские» адресована гомофобам. Бэнкси изображает полицейских, которых часто высмеивает в своих работах.

Бэнкси создал эту работу в 2004 году как ответ на потребительство в современном мире. Основой послужила известная фотография девочки во время напалмовой бомбардировки во Вьетнаме в 1970-е годы. В версии Бэнкси испуганную девочку ведут за руки Ronald McDonald и Mickey Mouse.

«Будущего нет» считается самым проницательным и горьким произведением Бэнкси. Оно просуществовало всего неделю на стене частного дома в городе Саутгемптон, Англия.

«Мобильные любовники» изображены на двери мужского клуба в Бристоле. Несомненно, работа отражает современную социальную проблему личных отношений в социальных сетях.

В 2002 году Бэнкси обыграл фильм «Криминальное чтиво», изобразив его героев, угрожающих бананами вместо оружия. Работа просуществовала 5 лет на стене около станции метрополитена в Лондоне.

Граффити, расположенное в самом необычном месте, гласит: «Это не место для съёмки». Работа расположена на отвесной скале на высоте 40 метров в ущелье Чеддар Гордж в графстве Сомерсет.