Родители Ромео и Джульетты стали мафиози – коллегами семьи Карлеоне. Шекспировские близнецы Виола и Себастьян переселились в Европу XX века, а жители горьковской ночлежки – на современную свалку. Дурной сон? Нет, классика в новых декорациях. Кто-то фыркнет: «Надругательство надо искусством. Кому это нужно?».
Но недаром эти сюжеты называют вечными. Они волновали людей столетия назад, волнуют и сейчас. Попробуем увидеть их глазами наших современников, которые ничуть не изменились со времен Шекспира, Конан-Дойля или Горького.

Ромео+Джульетта (1996)

фильм ромео и джульетта сюжет

«Картина вызовет смятение у человека, любящего Шекспира… он отдаст предпочтение театру, а не огнестрельным войнам в стиле MTV». Так считал «глас американского мейнстрима», журналист Роберт Эберт. Он ошибся: фильм Бэза Лурмана собрал $147 миллионов. И все-таки не каждый оценит новую Верону. Родина героев превратилась в современный город на побережье Калифорнии. Монтекки и Капулетти стали могущественными мафиозными кланами. Поединки превращаются в жестокие перестрелки, бал у Капулетти – в вечеринку под хиты 90-х. Герои объясняются в любви у бассейна, а не на балконе.

фильм ромео и джульетта сюжет

Казалось бы, где здесь Шекспир? Как ни смешно, в каждом кадре. На рекламных щитах – цитаты из пьес драматурга («Буря», «Генрих VI»). Городской бар называется «Глобус», как шекспировский театр. Но главное – Лурман не изменил текст трагедии. Её слова по-прежнему поражают в самое сердце. Страшна предсмертная речь Меркуцио (Гарольд Перрино): «Чума на оба Ваши дома… Я из-за вас стал кормом для червей». Горьки упреки «герцога»- полицейского (Вонди Кёртис-Холл), мудры речи брата Лоренцо (Пит Постлетуэйт). Вражда кланов стала еще страшнее, когда шпаги заменили на реальные сегодня пистолеты. И так же прекрасны темпераментный Ромео (Ди Каприо) и ангельски невинная Джульетта (Клэр Дейнс). Ненависть по-прежнему убивает, но любовь она уничтожить не в силах. И привычные декорации дают это прочувствовать.

Двенадцатая ночь (1996)

классический сюжет двенадцатая ночь

Этот фильм появился в один год с «Ромео+Джульетта». Еще одна шекспировская история – правда, добрая и веселая.  «Двенадцатая ночь» – вечная история о разлученных близнецах, Виоле и Себастьяне. Оставшись одна, девушка переодевается в мужское платье  и устраивается на службу к местному правителю. Начинается череда веселых недоразумений, которые разрешаются к всеобщему счастью. Брат и сестра находят друг друга и воссоединяются со своими возлюбленными.

классический сюжет двенадцатая ночь

Режиссер Тревор Нанн уже работал с пьесами Шекспира: «Отелло», «Король Лир», «Венецианский купец».  В этот раз он обратился к комедии о любви и мудрости Мироздания. Его «Двенадцатая ночь» – театрализованная постановка, изящная и умная. Но действие происходит не в шекспировскую эпоху, а в начале 1900-х. Чопорное викторианство уже трещит по швам. Скучный быт графини Оливии (Хелена Бонэм-Картер) и герцога Орсино (Тоби Стивенс) нарушает появление таинственного юноши – переодетой Виолы (Имоджен Стаббс). Каждому предстоит научиться жить и любить не по-книжному, а по-настоящему. Нанн выбрал отличный способ показать это: перенес героев во время смены эпох. И сделал это мягко, без драматизма: ведь у этой истории счастливый конец.

Шерлок (2010-2017)

фильм шерлок классический сюжет

Герой Конан-Дойла ассоциируется у нас со старой доброй Англией. Конец XIX века, Лондон, кишащий преступниками. И на его фоне – невозмутимый детектив в шляпе-котелке и с неизменной трубкой. Таким Холмс предстает в большинстве экранизаций.  Но в 2010 году на экранах появился новый Шерлок – современный молодой человек, который на «ты» с GPS и смартфоном.

фильм шерлок классический сюжет

Создатели сериала Марк Гэтисс и Стивен Моффат не случайно «омолодили» героя. Им не нравилось, что сыщик заперт в «тюрьме Викторианской эпохи», не нравились «слишком благоговейные экранизации». «Шерлок Холмс – шикарный чудак из богатой семьи, раскрыватель преступлений, который живет в вашем городе», – говорили они. Сначала зрители удивились, потом привыкли. Тем более новый Шерлок (Бенедикт Камбербэтч) в чем-то ближе к книжному персонажу. Мы привыкли к душевному Холмсу в исполнении Ливанова. В книге же это холодный, нелюдимый человек с выдающимся интеллектом, который и мешает ему сходиться с людьми. Именно такого человека и играет Камбербэтч. Он чужд нашему миру и в то же время идеально вписывается в него. И без проблем пользуется смартфоном и интернетом.

На дне (2014)

классический сюжет фильм на дне

Пьеса Горького о жителях ночлежки не устарела. По-прежнему есть в России алкоголики и жулики, инвалиды и беспризорные. По-прежнему они разрываются между привычной грязью и смутной надеждой. Наверное, поэтому и появился фильм Владимира Котта  «На дне». Герои пьесы теперь живут на свалке в сломанных автобусах и самодельных хибарах. Пьют, воруют, перебиваются случайными заработками и «обременяют землю». Эти люди грязные, оборванные, пугающе напоминают бомжей, собирающих бутылки у супермаркетов. И все же они на что-то надеются. Эту надежду поддерживает пришелец Лука (Семён Трескунов). Здесь это не старик, а юноша с отстраненным, светлым взглядом. Но его юность обманчива. Это нездешний, «вечный» мудрец в теле ребенка.

классический сюжет фильм на дне

«На дне» понравится не всем. Кто-то не одобрит изменений в сюжете: молодого Луку, отсутствие проститутки Насти и полицейского Медведева. Кого-то оттолкнет неопрятный вид персонажей. Но посмотреть фильм стоит. Тема пьесы осталась прежней: метания души между привычной грязью и стремлением жить «для лучшего». Этот конфликт усиливает еще один герой фильма – само «дно», то есть свалка. Бескрайняя пустыня, заваленная отбросами, над которой всегда серое небо и кружит воронье. Кажется, выход есть только один: в петлю. Но хочется верить, что это не так. И однажды кто-нибудь из героев отправится в путь. Туда, куда улетают птицы. Куда ушел странник Лука.