С 19 по 24 апреля 2018 пройдет 40-й Московский международный кинофестиваль. И пока жюри и зрители изучают фильмы конкурсной программы, мы предлагаем вам вспомнить и посмотреть прошлых обладателей главного приза фестиваля.

ФИЛЬМ «ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА»

winners-moscowfilmfestival

Кадр из фильма «Доживем до понедельника», 1968

Год: 1968.
Режиссер: 
Станислав Ростоцкий.
Сценарий: Георгий Полонский.
В главных ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Надир Малишевский, Дальвин Щербаков.

Награды и премии:
Главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве 1969 г.
Государственная премия СССР 1970 г.

Школа и депрессия, кажется, загнали Илью Семеновича Мельникова в угол. Он воспитан, интеллигентен, но одинок и живет с мамой. Возможно, новая учительная английского языка Наташа Горелова поможет ему справиться с внутренним конфликтом. Уроки, проверка тетрадей, телефонные розыгрыши и попытка Ильи Семеновича вспомнить забытые чувства любви и радости.

— Вы от папы моего ничего не получали? Никакого письма?
— Получил. И вот что я прошу ему передать!…
— Не надо, Илья Семёнович! Вообще не обращайте внимания! Он всем такие письма пишет…
— Кому — всем?
— Всем… Министру культуры даже. «Зачем артистов в кино в таких позах снимают»…

— Фет?
— Холодно.
— Тютчев?
— Холодно. Это не из школьной программы.
— Сдаюсь.

— Вчера, представляете, просыпаюсь в час ночи не на своей подушке!
— Да что вы? Это интересно!
— На тетрадках, Игорь Степанович, на тетрадках.

«Его не зря называют одним из самых загадочных фильмов отечественного кино. В депрессии преподавателя Мельникова угадывается нечто большее, нежели профессиональная истощенность идеалиста или внутренний кризис немолодого мужчины, разрывающегося между привычным одиночеством и бывшей ученицей, вернувшейся в школу на правах учительницы английского. Некоторые киноведы, привыкшие читать эзопов язык советского кино, видят в глазах учителя едва ли не страдания интеллигента, переживающего вторжение танков в Прагу, как бы предсказанное Ростоцким за год до событий».

Василий Степанов – российский кинокритик

ФИЛЬМ «КОМНАТА МАРВИНА»

winners-moscowfilmfestival

Кадр из фильма «Комната Марвина», 1996

Год: 1996.
Режиссер: Джерр Цакс.
Сценарий: Скотт МакФерсон.
В главных ролях: Мэрил Стрип, Леонардо ДиКаприо, Дайан Китон, Роберт Де Ниро, Хьюм Кронин, Гвен Вердон.

Награды и премии:
Главный приз «Святой Георгий Победоносец» Международного кинофестиваля в Москве 1997 г.
Премия Хлотрудис, Бостонский фестиваль независимого кино (Леонардо Ди Каприо).

Бесси посвятила всю свою жизнь заботе о больном, прикованном к кровати отце. Ее сестра Ли, напротив, оставив ее и папу, переехала в другой штат и больше их не видела. Лишь болезнь родной сестры заставляет Ли с сыновьями вернуться домой. Ей предстоит столкнуться с тем, от чего бежала 20 лет назад. Вынужденная ответственность за сестру и отца поможет ей не только справиться с собственным эгоизмом, но и улучшит ее отношения с сыном.

— Не возражаете, если я закурю?
— Боюсь, что на этом этаже курить запрещено.
— Хорошо, я буду тихо.

— Я не волнуюсь.
— Отлично. Я собираюсь сделать Вам местную анестезию и вынуть небольшую пробу костного мозга из бедра.
— Что? Я не хочу показаться настырной, но для чего этот анализ?

— У твоей тети Бесси из Флориды лейкемия, она очень больна, вполне возможно, что она умрет.
— Я и не знал, что у меня есть тетя Бесси.
— Мы жили вместе.
— Когда?
— После того, как поженились с твоим отцом.

«В истории, которая, несомненно, должна была растрогать американцев, именно страдающая из-за неотвратимого диагноза, но всё-таки неунывающая героиня просто обязана была попасть в число тех, кого всегда привечают во время выдвижения кандидатур на «Оскар». Не смутило и то обстоятельство, что накануне выдвижения «Комната Марвина» по своим кассовым результатам уступала практически всем претендентам, включая даже неамериканские ленты — «Тайны и обман» и «Рассекая волны». Правда, непосредственно перед награждением фильм Джерри Закса почти сравнялся по сборам с первой из названных картин. Они даже в чём-то схожи по сентиментальной интонации, которая призвана облагородить заурядную жизнь обитателей городских мегаполисов — неважно где: в Англии или в США.»

Сергей Кудрявцев – российский кинокритик

ФИЛЬМ «СВОИ»

winners-moscowfilmfestival

Кадр из фильма «Свои», 2004

Год: 2004.
Режиссер: Дмитрий Месхиев.
Сценарий: Валентин Черных.
В главных ролях: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Михаил Евланов, Наталья Суркова, Анна Михалкова, Фёдор Бондарчук.

Награды и премии:
Главный приз – «Святой Георгий Победоносец» Международного кинофестиваля в Москве 2004 г.
Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу (Дмитрий Месхиев).
Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли (Богдан Ступка).
Приз Жюри Российской кинокритики за лучший фильм основного конкурса.

История любви, патриотизма и предательства, случившаяся в августе 1941 года. В захваченной немцами деревне в Псковской области молодой снайпер Митька Блинов бежит из плена и начинает бороться за родину и возлюбленную. Перевес сил противника говорит о легкой победе, однако война только начинается.

– Я приду к тебе в субботу со сватами. И буду сватать Катерину. Сговоримся, дочек отпущу. Митьке документы справлю. Чужих сдашь, других вариантов у тебя нет.
– Понимаю. А дочек увидеть-то можно?

– Полицай нас не выдаст?
– Ему что жить надоело, он нам родня.
– Родня? А где он дежурит?
– Мельницу и мост через реку охраняет. Завтра он в ночь, нас в надежное место сведет.
– Мы сегодня уходим.
– Завтра пойдем. Вы ешьте, пейте.

– А ты не пытайся тискать ее по углам.
– Ей решать.
– Она и решила. Она дите хотела. А я старик. Что было, то было. Но на этом твоя работа не закончена.

«Из перечня «своих» авторы вымарывают тех, кто состоял в нем по праву кровного родства, но отверг общинный нравственный договор, построенный на балансе интересов, на системе взаимных уступок. Те, кто является угрозой хрупкому равновесию сил, установившемуся в округе. Деревенский полицай предрасположен к предательству: запросто сдаст и брата, и кума. За чечевичную похлебку, за понюшку табаку. Всевластным диктатором ощущает себя полицмейстер, местный сатрап. Личную прихоть ставит неизмеримо выше чаяний соседей, родичей, односельчан. Таким, как он, отказано в чести разделять с ближними категорию «свойства» (а заодно и в праве топтать родную крестьянскую почву).»

Сергей Анашкин – российский кинокритик