А мы подготовили новую подборку фильмов на любой вкус. Не забывайте, каждую среду выходит интервью в рубрике «Блокнот режиссера», где обсуждается один фильм из списка с экспертом в области кино. Не пропустите!

«ВОЙНА И МИР», 1965

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-3

Кадр из фильма «Война и мир», 1965

— Отчего Вы не служите в армии?
— После Аустерлица? Покорно благодарю. Ежели бы Бонапарте стоял тут, угрожая Лысым Горам, я бы и тогда не стал служить в русской армии.

Режиссер: Сергей Бондарчук
Сценарий: Сергей Бондарчук, Василий Соловьев
В главных ролях: Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Виктор Станицын

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

Премия «Оскар» — за лучший фильм на иностранном языке.
Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на на иностранном языке.

Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

Один из главных военных фильмов в истории советского кинематографа. Великое произведение Льва Николаевича Толстого ожило на большом экране благодаря режиссеру Сергею Бондарчуку. Киноэпопея, ставшая ориентиром для многих последующих авторов.

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Cолдат, требующий представления к награде, обезумевшие лошади, рвущиеся прочь от взрыва, интригующий диалог Наполеона и его адъютантов. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого – людям, попавшим в жернова истории».

Роджер Эберт, американский кинокритик

«ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ГОСПИТАЛЬ М.Э.Ш.», 1969

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-3

Кадр из фильма «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.», 1969

— Не забывай, что я замужем.
— Я тоже. Я люблю жену. Если бы она была здесь, я был бы с ней. Я просто прошу мне помочь.
— Пойми, я дала себе клятву, что пока я тут, я не изменю мужу.
-Такие клятвы дают, когда муж рядом.

Режиссер: Роберт Олтмен
Сценарий: Ринг Ларднер мл., Ричард Хукер
В главных ролях: Дональд Сазерленд, Эллиотт Гулд, Том Скеррит, Сэлли Келлермен, Роберт Дювалл

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

Премия «Золотой глобус» за лучшую комедию / мюзикл.
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля.
Премия «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.
Премия ООН (UN Award) от Британской киноакадемии.

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

Госпиталь № 4077. Корейская война. Для Роберта Олтмана это отличная зарисовка для своей черной комедии, высмеивающей военный и медицинский быт, при этом, он не забывает облагораживать своих героев-хирургов. Спасение жизни, алкогольный кутеж, игра в гольф на вертолетной площадке и шантаж японского конгрессмена – вот неполный список того, что можно делать на войне.

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Не всё, конечно, но многое скажет о фильме тот факт, что его демонстрация была запрещена в американской армии. «MASH», которым заявил о себе доселе неизвестный Роберт Олтман, является одним из наиболее удачных примеров «чёрной комедии» – поджанра, оформившегося в английском и американском кинематографе в 1960-е годы, тогда же достигнув расцвета. И посвящён хорошо знакомому вопросу необходимости «защиты демократии» вооружёнными силами США (и иных развитых стран) в далёкой Азии. Режиссёр всё же не стал, в отличие от авторов ряда близких по мысли и настроению картин тех лет1, привлекать события Второй мировой войны, на фронтах которой ему довелось участвовать лично. Местом действия обозначена Корея, более того, с прицелом на Вьетнам, поскольку мало кто сомневался в том, что выведенные в картине типы (и типажи), включая трёх основных, попросту не существовали полторы-две декады тому назад».

Евгений Нефёдов, русский поэт, кинокритик

«УМНИЦА УИЛЛ ХАНТИНГ», 1997

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-3

Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг», 1997

— Я выпивал коктейль со своей будущей женой.
— Ты пропустил бросок Фиска, чтобы выпить с женщиной, которую раньше не встречал.
—  Так точно.
— Подожди минутку. RED SOX не выигрывали мировую серию с 1918. Ты спал на улице ради билетов. Игра начинается через двадцать минут. Заходит девушка, которую ты не знаешь, и ты отдаешь свой билет.
—  Ты бы видел эту девушку. Она осветила комнату.

Режиссер: Гас Ван Сент
Сценарий: Мэтт Деймон, Бен Аффлек
В главных ролях: Мэтт Деймон, Бен Аффлек, Робин Уильямс, Минни Драйвер

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

Премия Оскар – лучший оригинальный сценарий, лучший актёр второго плана (Робин Уильямс).

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

20-летний вундеркинд Уилл Хантинг подрабатывает уборщиком в университете, попутно за кружкой пива в баре вступает в спор со студентами, делая из этого общую потеху. Однако принудительное наказание в виде сеансов с психологом за дебош заставляет Уилла подвергнуть сомнению его жизненные принципы, что в дальнейшем поспособствует рождению нового человека.

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Умница Уилл Хантинг» является как бы новым вариантом «Форреста Гампа», вот только имбецил с IQ-75 вдруг резко и непостижимо поумнел, а всё остальное почти осталось без изменения, и герой (а вслед за ним — зрители в зале) столь же неловко, но отчаянно взыскует душевности и теплоты, простого человеческого понимания. Ключевая финальная фраза — «Его нет дома», но Уилл Хантинг принципиально отправился не на высокооплачиваемую службу в секретное агентство, а в поездку по Америке вслед за так необходимой ему спутницей жизни. Америка последних лет ХХ века исступленно жаждала Good Will, что в данном смысле означает: «добрая воля».

Сергей Кудрявцев – российский кинокритик