«КИН-ДЗА-ДЗА!», 1986

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-4

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!», 1986

— Здравствуйте! Мы наши туристы, отстали от группы. Подбросьте нас до города, а там мы как-нибудь уже сами… Переводи.
— Ду ю спик инглиш?
— Куу?

Режиссер: Георгий Данелия.
Сценарий:  Георгий Данелия, Реваз Габриадзе
В главных ролях: Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе, Ольга Машная.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

Премия «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму».
Премия «Ника» в номинации «Лучшая работа звукооператора».           

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

Планета Плюк. Здесь нет универсама с хлебом и макаронами, так необходимые прорабу дяде Вове. Однако есть студент скрипач Гедеван и бескрайняя пустыня. Непреднамеренное космическое путешествие, похожее на сказку, превращается в экспедицию – спасение с танцами и песнями, а знакомство с местными обитателями не приводит ни к чему хорошему, кроме как к дружбе. Ку! Дамы и господа.

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Но в фильме, как известно, все произошло проще, без патетики. Грубый и невежественный Уэф не захотел на планету, где не знают, «кто перед кем будет приседать», а образованный Би отказался от общества, в котором «нет цветовой дифференциации штанов». Прораб и студент возвратились на Землю из галактики Кин-дза-дза без спутников… И только тут, на Земле, донеслось до них из воздушных миров пробившееся через нечленораздельные «ку!» и «ы-ы-ы!» неутоленное вопрошание: «Мама, мама, что мы будем делать?».

Леонид Гуревич, кинодраматург, сценарист-документалист

«МНЕ БЫ В НЕБО», 2009

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-4

Кадр из фильма «Мне бы в небо», 2009

— Он тебя бросил при помощи SMS’ки?
— То же, что увольнять людей через интернет.
— Хитрая сволочь.
— А я тогда кто? Я запала на сволочь!
— Все мы так. Сволочи непосредственны, с ними очень весело. И вдруг оказывается, что они — сволочи.

Режиссер: Джейсон Райтман
Сценарий: Джейсон Райтман, Шелдон Тернер, Уолтер Кирн
В главных ролях: Джордж Клуни, Вера Фармига, Анна Кендрик, Джейсон Бейтман, Эми Мортон.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

Премия «Золотой глобус» за лучший сценарий.
Премия BAFTA за лучший адаптированный сценарий.
Премия Гильдии сценаристов США за лучший адаптированный сценарий.

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

Для кого-то увольнение – это трагедия. Для Райана Бингэма – это работа, которую он любит, а аэропорт и борт самолета заменили ему дом и семью. На лицо один из вариантов американской мечты. Впрочем, насколько сильно устойчив мир Райана к внешним факторам, что юная и неопытная Натали Кинер за одну презентацию  ставит под угрозу все, чем он так дорожит. Новые методы работы против мастерства. Клуни в роли учителя, объясняющего предназначения любви и семьи, попутно спасает свадьбу собственной сестре.

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Хотя профессия героя (да и хобби, если таковым считать лекции про «рюкзак») — цинично разводить, тем не менее в личных отношениях он оказывается на удивление романтичным и наивным, не склонным к обману и жестокости, а милейшая женщина, наоборот, выходит не свободомыслящей феминисткой, а просто подлецом скорее мужского пошиба. По крайней мере, таких можно встретить в традиционных мелодрамах. Этот неприятный оборот (подобно увольнению, которое зачастую способно обернуться к лучшему) спасает героя от, казалось бы, неминуемого перевоспитания в сторону оседлости и семейных ценностей, а картину — от, казалось бы, неизбежного мелодраматического хеппи-энда».

Лидия Маслова, российский журналист, кинокритик

«ТАКСИСТ», 1976

zapiski-dlya-obsuzhdeniya-4

Кадр из фильма «Таксист», 1976

– Сколько тебе лет? Ты не хочешь мне говорить? Как тебя зовут?
– Мелкая.
– Нет такого имени.
– Зато легко запомнить.
– Правда, как тебя зовут?
– Мне не нравится мое настоящее имя.
– Какое твое настоящее имя?
– Айрис.
– А что в нем плохого? Отличное имя.
– Это только тебе так кажется.

Режиссер: Мартин Скорсезе
Сценарий: Пол Шредер
В главных ролях: Роберт Де Ниро, Дайэнн Эбботт,  Фрэнк Эду, Виктор Арго, Джино Ардито, Гарт Эйвери   

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

Золотая пальмовая ветвь – Мартин Скорсезе.

КОРОТКО О ФИЛЬМЕ

Ночь. Улица. Такси. Бывший морпех Трэвис Бикл находит покой за рулем нью-йоркского такси. Размышления о современном обществе заставляют переступить черту от слов к действию. Возможно, спасительного дождя придется ждать еще очень долго, а решать проблемы необходимо сейчас. Грязная ночь и чистые мысли. Возрождение надежды в борделе с прострелянной шеей. Письмо и путь домой. «Ты со мной говоришь?»

МНЕНИЕ КРИТИКА

«Майкл Чэпмен, оператор: «Только спустя годы я понял, что это своего рода городская легенда, странная версия истории про оборотня — у Трэвиса даже прическа меняется. Есть такие существа, которые бродят ночами по улицам. Вот только в нашей истории чудовище не убивает девочку, а пытается ее спасти».

Майкл Чэпмен, американский оператор